Авторские технологии реализации инновационных идей

и программ в практике дошкольного образования

 

В декабре месяце на базе нашего детского сада проходили  четырехдневные курсы по программе Натальи Михайловны Крыловой «Детский сад-дом радости»  на тему «Авторские технологии реализации инновационных идей и программ в практике дошкольного образования».

Нам были даны семинар-практикумы :

- «Функции игры как феномена человеческой культуры»,

 - «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду как средство познавательного развития старших дошкольников»,

- «Технология становления и развития театрализованной игры»,

- «Технология включения разных видов игр в режиме дня каждой возрастной группы».

Прекрасные  мастер классы, позволили нам окунутся в мир игры:

- «Игра как форма организации всей жизни и деятельности дошкольника «,

- «Информационные технологии в совместной организационной деятельности»,

- «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду как средство познавательного развития старших дошкольников».

Мы познакомились с удивительным человеком, увлеченным своим делом и заражающим своим нескончаемым творческим  порывом других- Н.М. Крыловой доцентом  кафедры дошкольной педагогики Пермского гос. пед. университета. Она представила нашему вниманию свою программу «Детский сад-дом радости»

 Которая состоит из трех иерархически связанных

проектов:

* Программа

 «Детский сад –

Дом радости»

*Технология –

«Дом радости»

*Инноватика

«Лесенка успеха».

 

 

Программа «Детский сад –Дом радости»:

Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности

Технология – «Дом радости»:

 Научный проект внедрения Программы

в практику с заранее заданными показателями развития и саморазвития ребёнка как индивидуальности.

 

Инноватика «Лесенка успеха»:

Научный проект внедрения Технологии в практику работы специалиста с заранее заданными показателями профессионального развития и саморазвития.

 

       В  своей программе Н.М. Крылова  опирается на уникальное своеобразие отечественной дошкольной педагогики и психологии, сложившееся на основе взаимообогащения национальных культур разных народов, под влиянием исследований выдающихся ученых и разработок целого ряда научных школ (в особенности Е.И.Тихеевой, А.В.Запорожца, В.С.Мерлина, А.П.Усовой, А.А.Люблинской, А.М.Леушиной, Д.В.Менджерицкой, В.В.Давыдова, , П.Г.Саморуковой, Н.Н.Поддьякова, В.И.Логиновой , А.В.Запорожец, А.П. Усова,Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейна,  П.В. Симонова, С.И. Гессена, П.Г. Щедровицкого). Был использован  опыт новаторов-специалистов дошкольного воспитания Санкт-Петербурга, Перми, Москвы, Омска, Ижевска, Ростова-на-Дону и других регионов страны. Были взяты во внимание  многие выводы русской философской мысли и прогрессивные идеи зарубежной педагогики, особенно гуманистические подходы в теориях формирования личности (Дж.Боткин, К.Роджерс, А.Маслоу, Д.Снигг, А.Комбс).

Н.М. сказала: «Я сделала только то, что было сделано до меня. Я просто собрала это вместе». Она  постаралась, с одной стороны, прочно связать из разрозненных научно-методических решений единое целое а с другой стороны, показать, как общие, теоретические выводы науки перекликаются с ежедневными картинками жизни педагогов-практиков.

Очень хорошо Н.М. Крылова раскрыла перед нами семь видов игр, необходимых для развития и  самопознания  ребенка:

1.Строительно-конструктивная

2. Сюжетно-ролевая

3. Театральная: драматизация и режиссёрская

4. Дидактическая: игрушка, настольно-печатная, словесная

5. Подвижная игра: высокой подвижности, средней и малой подвижности

6. Музыкальная игра

7. Забава

Н.М. была дана прекрасная схема игры, как деятельности, которая позволяет внедрять её во все виды игр:

ЗАДУМКА: что я задумала сделать? Цель? Зачем?

МАТЕРИАЛ: из чего буду делать?

ИНСТРУМЕНТЫ: чем буду решать?

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ: буду делать по порядку

РЕЗУЛЬТАТ: самооценка.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  нам представили  в виде графа   как взаимосвязь пяти  компонентов:

- Замысел

-Предмет

-Средства

-Системы поступков

-Результат

Мы узнали о Законе  овладения деятельностью:

         уровень узнавания

         воспроизведение под руководством наставника

         самостоятельность исполнения

         творчество

А  представленная  нашему вниманию ЛЕСЕНКА УСПЕХА  очень поможет многим педагогам в работе, для реализации своих творческих идей.

       Метафорой «Лесенка успеха» обозначена деятельность воспитателя, содействующая обогащению развития деятельности ребенка.

       Четыре ступеньки лесенки соответствуют четырем уровням овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение под руководством, самостоятельность, творчество). Каждая ступенька, получила своё метафорическое звучание.

       ПЕРВАЯ СТУПЕНЬКА обозначает этап знакомства с новой деятельностью. На первой ступеньке ребёнок оказывается в роли «очарованного зрителя», а воспитатель - артист, чародей,

       Эту форму «спектакля» воспитатель применяет в разных вариантах до тех пор, пока ребенок действительно не будет «очарован» и не проявит инициативу учиться, сказав: «Научи меня. Я тоже хочу так же делать».

       На ВТОРОЙ СТУПЕНЬКЕ актерскую импровизацию, воспитателя можно назвать «вкусный собеседник».

       Ребенок уже включился в освоение заинтересовавшей его деятельности, но ему еще необходимо содействие взрослого, диалог с ним. Причем время обучающего общения определяется именно дошкольником. До тех пор, пока интересно, («вкусно», он упражняется в деятельности, а как устанет, наскучит, станет «невкусно», он откажется от общения. Но и воспитателю, чтобы достичь цели, нужно проявить очень большое терпение и мастерство, чтобы подольше оставаться «вкусным собеседником» для воспитанника.

       Вторая ступенька не простая, ведь «старт» у всех ребятишек разный, да ещё разнится и специфика решения задач мальчиками и девочками, к тому же и темпераменты и характеры разные… В общем, у каждого ребенка скорость восхождения к третьей ступеньке разная. Значит, и актерская палитра воспитателя должна тоже расцвечиваться по-разному с каждым ребенком, на каждом виде деятельности, более того, на каждом уровне освоения ее каждым из детей!

       ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬКА «Лесенки успеха» это уровень самостоятельности, для которого характерны инициативность, автономность и ответственность за достижение результата.

       Именно на уровне «третьей ступеньки» и возникает место того, что принято называть «занятием». Здесь реализуется возможность каждого ребенка стать участником новой коллективной формы деятельности (занятия, игры, труда, рисования и т.д.  Здесь раскрывают возможности выбора, прогнозирования успеха, применения волевых усилий, переживания радости от сотрудничества.

       Теперь воспитателя мы можем назвать  «режиссер», «дирижер» совместной детской деятельности, а детей «заботливые исполнители».

       Уровень самостоятельности стимулирует экспериментально-поисковую деятельность ребенка, в недрах которой идет неповторимого стиля исполнения. Происходит переход от изучения деятельности как предмета познания в форму самовыражения человеком своей индивидуальности.

       И, наконец, ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬКА — вершина и одновременно старт для новых начинаний. Дети, научившись самостоятельно что-то делать, найдя индивидуальный стиль исполнения деятельности, используют уже её как средство и форму для самовыражения своей неповторимости, превращаются в «артистов», творцов. Самостоятельность и потребность в творчестве позволяют им строить между собой отношения, основывающиеся на признании взаимных достоинств, искреннем интересе и симпатии друг к другу.  Иначе говоря, ребенок, научившийся «восходить на вершину успеха» и далее будет строить свою жизнь как путь «от ученика к мастеру», создателю своей неповторимой индивидуальности.

А вот воспитатель теперь имеет роль «очарованный зритель», открывающий для себя новое и удивительное в ребенке.

       Для воспитателя каждый этап восхождения ребёнка по «лесенке успеха» (а особенно достижение четвертой ступени каждым из воспитанников) отражает успешный результат, эффективность всей работы, служит показателем сотворчества с ребёнком и его семьёй.

       Восхищаясь своими воспитанниками, педагог утверждается в своем профессиональном мастерстве, в чувстве собственного достоинства. Он начинает ощущать и оттачивать в себе свой особый неповторимый стиль, в совершенствовании которого находит путь личностного и духовного роста.

 

 И конечно же во всем этом должно быть присутствие инновационного подхода к занятиям. Которое основывается на следующих признаках:

1.     УДОВОЛЬСТВИЕ—все занятие должно быть пронизано радостью;

2.     УЧАСТИЕ ВСЕХ ДЕТЕЙ В ЗАНЯТИИ;

3.     НАБЛЮДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- каждый ребенок должен предвкушать успех;

4.     ДИСЦИПЛИНА, ПОРЯДОК;

5.     ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА.

Каждого ребенка надо научить   играть, а для этого необходимо:

·        Сначала вызвать желание играть в новую игру, заинтриговать .

·        Затем объяснить правила этой игры, которые должны выполняться беспрекословно.

·        Поздравление победителя.

·        Проведение мониторинга по обучению детей дигре.

Все эти положения, проходят единым мотивом по всем направлениям  игр, переливаясь разными красками творческого подхода  педагога в воспитании творческого самовыражения детей.

Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнений. Известный детский врач и педагог Е.А. Аркин называл этот вид деятельности «психическим витамином», а психолог С.Л. Рубинштейн отмечал, что в игре формируются все стороны психической жизни личности. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком игра- это показатель его зрелости и культуры.

Спиваковский А.С. говорил: «Игра-модель реальной жизни. Отражая подлинность взаимоотношений людей, она в тоже время полна чудес и волшебных превращений»

По мнению Сухомлинского В.А. « Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

 И много можно приводить высказывания других великих педагогов но концепция одна: игра-свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом» .

И прекрасно, что есть люди, которые смогли  систематизировать  опыт многих поколений педагогов  и  предложить это творение творчески настроенным педагогам, готовым внедрять его в свою практику работы, обрисовывая его своими творческими красками и изюминками.

 И в заключении хочу пожелать:

Творите и вытворяйте на радость себе и детям!

Зажигайте как можно больше огоньков пытливости и любознательности!

Пусть  горит огромный непотухающий костер совместного творчества!

 Играйте везде и всегда!

Будьте молоды душою!