Мастер – класс  для педагогов
 « Знакомство с нетрадиционными техниками рисования
и их роль в развитии детей дошкольного возраста »

 

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста для развития воображения, творческих способностей. Ознакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисования.

Подготовительный этап:

     1.Оформить выставку детских рисунков в различной технике рисования.

     2.Выложить материалы, которые используются в нетрадиционном рисовании.

Слайд 2.

«Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)

    Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?

Ответы: Нетрадиционно - Не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций.

Слайд 3.

     Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.

      Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?

Ответы: Нетрадиционное рисование – Искусство изображать  не основываясь на традиции.

       Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

 

Слайд 4.

Девиз работы должен быть таким: «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка».

Слайд 5.

        Во время работы мы столкнулись с проблемой -  дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.  Это может проявляться:

В неуверенности и скованности в действиях и ответах на занятиях;

В пассивности в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;

В растерянности при использовании способов нестандартного раскрашивания;

В неумении экспериментировать с изобразительными материалами;

В ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;

В трудности в проявлении фантазии, художественного творчества;

В трудности в умении  передавать личное отношение к объекту изображения;

 

Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.

 

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды необходимо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей: зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д.  Вышли погулять - присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности.

Слайд 6.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Слайд 7.

 Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

·                   Способствует снятию детских страхов;

·                   Развивает уверенность в своих силах;

·                   Развивает пространственное мышление;

·                   Учит детей свободно выражать свой замысел;

·                   Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

·                   Учит детей работать с разнообразным материалом;

·                   Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия;       чувство фактурности и объёмности;

·                   Развивает мелкую моторику рук;

·                   Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

·                   Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

 

           Проанализировав рисунки дошкольников  приходим  к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно намного повысить интерес дошкольников к  рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

 

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

    Слайд 8.              

С помощью нетрадиционных техник рисования  возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Слайд 9

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». (В. А. Сухомлинский)