«Дымковская сказка»


Вступление:

  Почему я взяла именно эту тему, хочу сказать словами В. Сухомлинского «Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине… Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина»

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков, чтобы у них воспитывалось  уважение, гордость за землю, на которой они живут.

И Дымковская игрушка это сказочная игрушка, которая притягивает к себе своими яркими, цветами-просто завораживает, поможет маленькому человечку познать мир. Ведь каждый её цвет обладает магическим действием:

Красный, малиновый  цвет — обостряет реакции, и усиливает умственную деятельность;

желтый –развивает фантазии, придает смелость, вызывает радость;

зеленый- успокаивает и обостряет зрение;

голубой — снимает тревожные предчувствия;

синий-помогает сконцентрироваться и создает гармонию;

черный- мистический побуждает к любопытству;

белый-символизирует чистоту и открытость.

 Это и есть волшебство. А к этому еще добавить волшебство нашей народной музыки! Это и есть сказка!

 

Основной целью является:

                     формирование и развитие личности ребёнка через русскую народную игрушку.

Задачи:

          через любовь к прекрасному научить любить свою Родину, трепетно относиться к её красотам;

          Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, смекалку, сенсомоторные навыки.

          воспитывать маленького человека – ЧЕЛОВЕКОМ;

 

Эта работа  рассчитана на цикл занятий для старшей и подготовительной групп. Разделяется на 3 этапа:

1 этап-Ознакомление с дымковской игрушкой и элементами росписи: роспись на бумаге, раскраске. (Для старшей  и подготовительной группы) с разной степенью сложности.

2 этап — Лепка из глины. дымковской барыни.

3 этап — Роспись объемной игрушки (для подготовительной группы)

 

Предполагаемые результаты:

         Знать  историю дымковской игрушки, её характерные особенности.

         Вызвать желание у детей выполнять роспись объёмной форм совершенствуя свой опыт.

         Научились  сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие, выделять из многих элементов, только те, которые относятся к дымковской росписи

         Желание детей  и умение работать аккуратно.

         Воспитание чувства уважения и гордости за свой народ.

 

Для достижения этих целей и результатов  я воспользовалась  программой MicrosoftPowerPoint, в которой открыла для себя более новые возможности создания интересных занятий.

При создании этой работы мне было важно, чтобы это было интересно детям, чтобы их можно было бы заворожить и в тоже время не утомить. Потому презентация должна быть «живой»

Во время показа презентации, дети :

Видят:красоту родного края (фотографии природы), разнообразие дымковских игрушек.

Слышат-информацию в  стихотворно- игровой  форме, как наиболее доступной для детского понимания, фрагменты народной музыки, звуки животных, звуки природы.

Могут-поиграть в логические, развивающие и на внимание игры не только за столом, но и во время показа презентации.

 

И все это было достигнуто с помощью приемов:

Гиперссылки-для удобства переходов на нужные слайды, возвращения на обзорный слайд; для включения обучающего видео фрагмента «Лепка барыни»,

 Триггеры для воспроизведения не только  звуков, но и анимационных действий и движений, что очень помогает при работе в контакте с детьми во время просмотра презентации, для составления логических и обучающих игр по закреплению темы.

Анимационные элементы — для оживления презентации. Что бы картинки не просто стояли, а могли  немного потанцевать под задорную музыку.

Музыкальные фрагменты — народной музыки.

 

И при использовании этих приемов мною были созданы следующие обучающие и развивающие игры:

-Загадки ;- дети очень любят отгадывать

-«Найди цвета Дымки»; так же можно сделать игру «Составь цветовой круг» по стихотворению «Каждый охотник желает знать»

— «Найди Дымковскую барыню»; так же можно составить игру «Четвертый лишний».

— «Дорисуй узор на юбке»;

— «Пазлы на внимание», а для работы за столами- «Разрезные картинки»

Раздаточный материал:

Технологические карты для практической работы-карты последовательности действий:

Элементы росписи, лепка «Барыни», роспись объемной барыни;

Раскраски: «Дорисуй элемент», «Раскрась игрушку по примеру»,

«Раскрась игрушку»,

Для детей с легкой усвояемостью предоставляются: более сложные раскраски «Раскрась игрушку», настольные игры «Составь узор», «Сложи картинку».

Вот такие идеи у меня возникли, и часть из них воплотилось при работе над этой работой.

Чаще прислушивайтесь к детским фантазиям, ибо это бездонный колодец творческих идей,  который захлестнет вас!

Творите и вытворяйте вместе с детьми.

Спасибо за внимание!

 

 

IРаздел:

 «Ознакомление с дымковской игрушкой»

Задачи :

1. Познакомить детей с дымковскими игрушками.

2. Продолжать работу по «вживанию» в образ дымковской игрушки, усиливая восприятие детей через народный фольклор. Воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, развивать эстетическое восприятие.

3. Формировать умение детей замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.

5. Активизация словаря: Дымковские игрушки, барышня, петушок, индюк, лошадка, колечко, кружок, красный, синий, желтый, глиняный.

 

 

II  Раздел:

Лепка дымковской барыни.

Задачи:

 1. Образовательные: способствовать развитию умения передавать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковской барыни. Развивать эстетический вкус воспитанников, их внимание, память, способность анализировать и обобщать, проявлять творческие способности;

 2.Коррекционно-развивающие: способствовать развитию умения обучающихся ориентироваться в задании(анализировать объект, условия работы) умения планировать ход работы, умения контролировать свою работу.

 3. Воспитательные: Воспитывать уважение к людям труда, привитие интереса обучающихся к труду. Воспитывать любовь к искусству наших предков, эстетический вкус

 

 

IIIРаздел:

"Роспись дымковской барыни"

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с произведениями русского народного промысла и историей развития Дымковской игрушки.
  2. Учить украшать игрушку-барыню узорами, сохраняя традиции Дымковских мастеров.

Развивающие:

  1. Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главные и отличительные черты и особенности росписи Дымковских барынь.
  2. Развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на роспись мастеров.
  3. Сформировать навыки выполнения элементов традиционной росписи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
  2. Повышать интерес учащихся к изделиям народного искусства.
  3. Воспитывать художественный вкус.

 


Текстовое сопровождение презентации:

Сл.3

Вьется голубой дымок.

Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали.

И село большое

Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

 

Сл.4

Лучше Дымки в мире нет.
Дымка – это чудо света.
С Дымкой можно поиграть.
С Дымкой можно поболтать.
Мы о Дымке много знаем,

Но не знаем мы того,
Что у дымкова народа,

Не игрушки –волшебство.
И олени, и лошадки,
Петухи и индюки,

Барышни и няньки,
Кавалеры – молодцы.

Мы сейчас их вам покажем,

И, любя, о них расскажем.

 

Представление игрушек для полной версии презентации

Сл.5

Расступись, честной народ!

Дядя хрюшу продает

 

Сл.6

Конь бежит
Вся земля дрожит.
В поле травушка-муравушка,
Ничком лежит.

 

Сл.7

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчиться глиняный олень.

 

 Сл.8

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

(П. Синявский)

 

Сл.9

В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню,
Когда подрастешь.

 

Сл.10

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил

 

Сл.11

Гармонист у нас хороший,

Гармонист мастеровой.

Заиграет — за качаешься,

Буд-то ива над водой.

 

Сл.12

За студеною водицей
Водоноска — молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша

Сл.13

На столе у нас пирог,

Пышки да ватрушки.

Так споем же под чаек

Чайные частушки.

 

Сл.14

Карусели, карусели
Закружили, завертели -
Мы с тобой за облаками
Словно птицы полетели!
Мимо дома, Мимо ели,
Мимо мамы на аллее
Быстро-быстро нас вертели
И кружили карусели.     Е. Николаева

 

Сл.15

И путь наш не кончается,

Простор речной широк;

И гонит, гонит лодочку

Попутный ветерок

 

Сл.16
Что за конь!

Только тронь —

Со всадником вместе

Ускачет верст за двести

 

Сл.17

Мы о дымковской игрушке

Будем вспоминать не раз.

А сейчас, друзья-подружки,

Мы закончим наш рассказ.

 

Сл.18

Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.

Сл. 19-20

Все игрушки непростые,
А волшебно – расписные.
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски —
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор

 

Сл.21 скрытый  видео файл

Привезли мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу, чудо мастера!

Мы замесим глину на воде из речки

Слепим мы красавиц, высушим и в печку

Вытащим из жара кукол точно в срок,

Окунем в белила с головы до ног.

А потом раскрасим красками чудными

Яркие кокошники, платья расписные.

Хоть базар весь обойдешь,

Барынь краше не найдешь!

 

Сл.22

Ох, налепим барышень,
ладных и красивых.

И раскрасим красками всем другим на диво!

 

Сл.22 Загадки:

Цель: знакомить детей с народным русским фольклором. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к быту и обычаям России

 

А теперь мы с няней поиграем,

Все её  загадки разгадаем!

 

Здравствуйте детишки

Девчонки и мальчишки!

Загадки интересные

Услышать не хотите ли?

Если правильный ответ

Картинка явится на свет!

 

                     Зонтик грибком,

Руки крендельком

Ходит девица пешком.
Что за игрушка?

 

                     Бегут по дорожке борода,

да ножки (козлик).

 

                      Посмотрите, пышный хвост.

У него совсем непрост -
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
Как корона у царя (индюк)

 

                     Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).

 

                     Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчиться глиняный …(олень).

 

                     Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,
а первый на селе работник…  (конь),

 

Молодцы девчонки! Молодцы мальчишки!

Все загадки словно прочитали в книжке.

Тайны все вы отгадали

И про дымку всё узнали!

 

Дидактические игры

 

Сл.25 «Найти цвета Дымковской росписи»

Кто ответит на вопрос, почесав легонько нос?

Найди основные цвета, которые  используют

 мастера, при росписи Дымковской игрушки?

Цель: развивать память, мышление

 

Сл.26 «Составь цветовой круг»

А теперь вопрос простой

Отгадайте цвета «цветового круга» по начальным буквам слов из стихотворения о красках.

Если угадаете правильно, услышите голос индюка.

Цель: развивать память, мышление

 

Каждый Охотник

Желает Знать,

Где Сидит Фазан.

 

Сл.27 «Дорисуй узор»

 Нужно чуточку терпения и немножечко умения!

Дорисуй  узор на юбке Барыни

Если правильно все сделаешь, барыня станцует.

Цель: знакомить детей с основными элементами дымковской росписи, учить правильно, располагать элементы на силуэте, сочетая между собой по цвету и форме. Формировать чувства пространства на микро плоскости

 

Сл.28  «Найди Дымковские барыни»

А теперь внимание, вопрос на узнавание!

Среди барышень различных

Найди дымковских, необычных.

Цель:Развивать мышлении, внимание. Учить детей узнавать дымковскую роспись среди других.

Найди, среди всех барынь, дымковских

 

Сл.29«Пазлы на внимание»

 Задание, на внимание!

По порядку посчитаешь,

И картинку, получаешь!

Цель: Запомнить расположение секторов картинки по номерам и по порядку их найти.Учить складывать целое из частей

Развивать мышлении, внимание.

Правила:

Запомнить картинку с разделенными секторами и номера этих секторов.

После исчезновения картинки, найти первый номер сектора- если он соответствует номеру кружка 1, кружок загорится красным цветом и при нажатии на него, картинка встанет на нужное место. Если сектор нажат не по порядку цвет кружка не будет меняться- значит сектор идет не по порядку.

 

Сл.30

Кто трудился от души веселись теперь, пляши!