ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

   Тема: Сказочная птица


Программное содержание:

Закреплять представление о народных промыслах.

Учить создавать образ сказочной птицы, добиваясь выразительности, используя колорит, элементы декоративной росписи.

Развивать фантазию, воображение.

Материал: сундук с предметами народного декоративно-прикладного искусства – образ птиц в гжели, хохломе, дымковской, филимоновской, тверской игрушках; персонаж кукольного театра – Иван Царевич; П. Чайковский «Детский альбом», «Жаворонок»; тонированная бумага А3.

Ход занятия

Воспитатель. Сейчас мы послушаем прекрасную музыку композитора Петра Ильича Чайковского. Закройте глаза и постарайтесь представить себя в сказочном саду, где поют необыкновенной красоты чудо-птицы.

 

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней,

Не спугнуть бы нам его!

 

Посмотрите, дети, кто к нам пришел! Иван Царевич! Он услышал сказочную музыку, пение чудо- птицы и пришел к нам из сказки!

- Что, Иван Царевич, не весел, что головушку повесил?

- Почему ты такой грустный, печальный? Тебя царь послал искать по белу-свету чудо-птицу.

- Где найти ее, не знаешь?

- Какая она, сказочная? Тоже не знаешь? Всяких птиц повидал: грачей, скворцов, сорок, а сказочных не видел.

Дети помогут тебе! У нас же есть волшебный сундучок! Давайте скажем заветные,

волшебные слова, может, в сундучке найдем сказочную птицу.

Д/И Сундучок

Сундучок- сундучок!

Приоткрой нам свой бочок!

Дзинь!

 

- Ах, какая красота! Что за чудо-птица в разноцветную полосочку! Как она называется, скажите-ка Ивану Царевичу? (Показываю филимоновскую игрушку.)

- Возьми, царевич, отнеси ее царю! Почему ты грустишь? Это не та птица?

- А вот эта, белая с синими узорами, розами? (Гжель.)

 

А вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Краской красною горя,

Как корона у царя!

Индюк сказочно красив,

Он напыщен горделив.

(Дымка.)

 

- Вот птица ягодками, завиточками, цветочками расписана, золотом горит, переливается, с пышным хвостом. (Хохлома.) Опять не та? Не горюй! Не беда!

- Дети, вы не видели чудо-птицу? Где? В сказках?

Д/И «Вспомни сказку» Расскажите Ивану Царевичу, в каких сказках говорится о сказочных чудо-птицах.

(«Иван Царевич и серый волк», «Конек-Горбунок», «Жар-птица и Василиса-царевна».)

Д/И «Опиши по памяти» Расскажите Ивану Царевичу, чем сказочные птицы отличаются от настоящих.

- Какие у них хвосты?

- Что у них есть на голове?

Практическая работа:

Предложить детям нарисовать жар-птицу для Иванушки, помочь ему.

Не печалься, не кручинься, не горюй, Иван Царевич, наши дети – такие выдумщики,  они придумают необыкновенных красивых птиц! Великолепных! Самую разноцветную, самую сказочную ты и отнесешь царю.

А чтобы не разлетелись птицы в разные стороны и чтобы руки не обжечь о перо жар-птицы, Иванушка даст вам золотые клетки. (Иван Царевич раздает детям «золотые» клетки – листы с разным фоном, на которые впоследствии накладывается бумажная сетка.)

Дети рисуют под музыку П. И. Чайковского, а Иван Царевич смотрит, как они рисуют.

 

Тихо, тихо сядем рядом –

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

 

В конце занятия предлагаю детям показать своих птиц Ивану Царевичу. Дети берут за колечко «клетку с жар-птицей», встают в полукруг, поднимают клетки и показывают.

Воспитатель. Полюбуйся Иванушка, какая красота необыкновенная! Как жар горит оперение, даже глаза слепит! Какую выбираешь? Вот эту красную, с пышным изумрудным хвостом. Или вот эту зеленую, как трава летом, с желтыми перьями, будто золотыми, как в сказке.

Не можешь выбрать? Дети тебе помогут выбрать птицу изумительной красоты.

Дети предлагают, описывая птицу, обосновывают свой выбор (к какой самый красивый хвост; какая птица веселее песни поет; за которой глаз да глаз нужен, улетит и т. д.) .

Иван Царевич выбирает: для себя («себе оставлю», для серого волка («он мне помогал в сказке», для Василисы Прекрасной, для царя…

Прощается с детьми, благодарит, уходит с четырьмя птицами. Остальных птиц выставляем на выставку.