«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ»

( в форме творческой мастерской)


 Сегодня мы открываем творческую мастерскую. Тема нашей сегодняшней встречи – «Художественное конструирование».

Все вы хотите, чтобы ваши дети были любознательными, творческими,..

Одно из средств формирования этих качеств – Художественное конструирование.

Для начала, хотелось бы определиться с термином. Как вы считаете, что такое художественное конструирование?

(Предположения родителей.)

Да, действительно. Выделяют два вида конструирования: техническое и художественное. В техническом конструировании – отражают структуру объектов, а в художественном – не только и не столько отражают структуру объектов, сколько выражают своё отношение к ним.

К художественному конструированию относится конструирование из бумаги, ткани и природного материала. Следовательно, художественный конструктор очень легко сделать самим, например, вырезать из хлопчатобумажной ткани детали разных цветов. Главное условие – универсальность элементов и лёгкий способ крепления деталей. Детали должны позволять детям строить предметные, сюжетные, декоративные или пейзажные композиции любого содержания. Для каждого возраста подбирается определённый комплект рабочих полей и деталей, которые отличаются составом, количеством и цветом элементов. Чем старше ребёнок, тем больше по составу, разнообразнее по величине и цвету геометрические фигуры входят в комплект конструктора.

А сейчас, я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: Что даёт художественное конструирование нашим детям?

·        Конструируя, ребёнок учится не только различать внешние качества предмета (форму, величину, строение и пр.), у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребёнок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель. (Очень полезно найти аналогии между частями тела животного и самыми распространёнными геометрическими фигурами. Возьмём слона. Его туловище – овал, ноги – прямоугольники, голова и уши – треугольники. Остаётся додумать детали – хвост и хобот. Нужно соблюдать пропорциональные отношения. В противном случае, из слона может получиться мышь. Пользуясь только треугольниками, можно изобразить лису, крокодила. Из прямоугольников может получиться славный пёс, а из овалов – верблюд.)

·        Формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном материале  (размещение мелких деталей на плоскости)

·        У детей формируются обобщённые представления. Множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединённых одним понятием: здания, мосты, транспорт. Общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей: в зданиях – фундамент, стены, окна, двери, крыша. Части различаются по форме, величине и отделке. Зависят эти отличия от назначения. В жилом доме – окна узкие, в школе – широкие, витрины – широкие. Усваивая всё это, у детей развивается мышление.

·        Создаются условия для развития творческих умений

·        Дети учатся планировать работу, представляя её в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Всё это делает процесс конструирования организованным, продуманным. И, кстати, ребёнок не боится сделать ошибку, потому что в художественном конструировании её очень легко исправить (переставить деталь на другое место и ошибка исправлено).

·        Художественное конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся правильно обозначать в слове названия направлений (вверх, вниз, далеко, сзади и т.д.), овладевают такими понятиями как «высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий».

·        Развитие мелкой моторики рук. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Укоренилось мнение, что художественное конструирование для самых маленьких. Но это, безусловно, не так. Ведь развивает оно не только пальцы рук, но и душу, память, мышление, воображение и творческую волю человека, а это понятия всевозрастные.

Художественное конструирование по воображению кажется делом лёгким. Казалось бы, что тут сложного: придумывай, изображай, что придумается. Однако, это не так. Художественное конструирование по воображению тесно связано с конструированием с натуры, что очень сложно, так опирается на знания, полученные во время наблюдения – ведь беспочвенного фантазирования не бывает. Любая фантазия имеет под собой реальную основу, и чем больше знания и опыт, приобретённые во время наблюдения, тем проще фантазировать, воображать.

Человеческая фантазия может многое. Что, как не фантазия народа поставила четвероногих братьев наших меньших – героев многочисленных сказок – на две ноги, наделила их возможностью говорить, приписала им человеческие черты характера.

На крыльях фантазии можно унестись в далёкие прекрасные страны, в добрые сказки. И я предлагаю вам сейчас немного пофантазировать и создать свою необыкновенную страну или сюжет какой-то сказки при помощи вот этих простых лоскутков и фланелеграфа, которые превратятся в ваших руках в волшебные…

Родители под музыку придумывают и раскладывают сказку на фланелеграфе из цветных лоскутков.

Обсуждение выполненных работ.

Наша встреча подошла к концу. И завершить её хотелось бы небольшим пожеланием. Попробуйте пофантазировать вместе со своими детьми. Выберите сказку, где действуют несколько животных, обсудите их характер, одежду и изобразите несколько сцен из этой сказки. И на следующей нашей встрече в творческой мастерской вы поделитесь своим впечатлениями.

А следующая встреча в нашей творческой мастерской будет посвящена искусству оригами.