Нетрадиционные изобразительные техники

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте.

Творчество (креативность) – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Очень важна организация условий, средств, благотворно влияющих на развитие творчества.

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Поэтому развитию творчества уделяется много внимания во всех видах деятельности дошкольника. Общеизвестно, что художественно – творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное – создавая изображение ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями учится осознанно их использовать.

Еще Аристотель писал: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка».

Руководство изодеятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умея тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками. Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых – Г.В. Латунской, П.П. Пидкасистого, И.Я. Лейнера, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной – позволяет сформулировать его определение.

Под художественным творчеством детей дошкольного возраста подразумевается создание субъективно нового (значимого для ребенка) продукта (рисунок, лепка, аппликация, танец, песня), создание (придумывание) к известному ранее не использованных деталей, по новому характеризующих создаваемый образ, разных вариантов изображения, применение ранее усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление инициативы во всем.

Таким образом, необходимо расширять опыт ребенка, создавать прочные основы для его творчества. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, чем больше узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет деятельность его воображения.

Наряду с развитием творческого изображения, ребенок должен научиться владеть изоматериалами и способами создания рисунка.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок к развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на занятиях нетрадиционного (бросового) материала и нестандартных изотехнологий. Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы, как крашеные опилки, пенопласт, чай, кофе, яичная скорлупа, сухие листья, ветки, цветы и т.д.

И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.


Виды нетрадиционных изобразительных техник

 

Пальцевая живопись

Техника пальцевой живописи доступна детям, начиная со среднего дошкольного возраста. Тематика обучения должна соответствовать возрастным особенностям детей и усложняться за счет обучения их рисованию несколькими пальцами рабочей руки, ребром ладони, всей ладонью.

 

Восковая графика

Закрепляются технические навыки создания воскового рисунка, полученные в предыдущих группах. Совершенствуется зрительный контроль за процессом создания изображения.

 

Кляксография

Поощряется способность увидеть в одном и том же пятне несколько разных предметов (объектов). Надо учить детей самостоятельно готовить пятна кляксы (друг для друга).

 

Монотипия (получение изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, оттиск изображения)

Техника монотипии требует от ребенка развитых изобразительных навыков, точности и аккуратности, необходимости последовательных действий. Сложность монотипии заключается в быстром создании рисунка. Поэтому рекомендуется:

- на начальном этапе обучения использовать прием сотворчества со взрослым;

- ребенок должен получить лист бумаги с готовой линией сгиба;

- обучение техники монотипии лучше организовать с подгруппой детей.

 

Ниткография

Сложность этой техники заключается в том, что она требует точной последовательности, аккуратности в работе. Эту изобразительную технику можно считать разновидностью монотипии. Но специфика создания рисунка позволяет определить ниткографию как отдельный способ изображения. Обычно многоцветное изображение похоже на какой – либо объект (птица, дерево, пейзаж). Нужно помочь детям увидеть это сходство, посоветовать как дорисовать изображение.