Использование современных инновационных
 технологий в обучении изобразительному искусству

 

 

Я – работаю воспитателем подготовительной группы общеразвивающей направленности в ЦРР д/с №39. Одним из направлений моей педагогической  деятельности является формирование устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала. Свою задачу, воспитатель, я вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности воспитанников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему.

Первым видом подлинного искусства для ребенка дошкольного возраста выступает народное декоративно-прикладное искусство, прежде всего игрушка. Народное декоративно-прикладное искусство- неиссякаемый источник мудрости и красоты, которые открываются тем многограннее и глубже, чем с большей заинтересованностью и пытливостью к ним обращаются.

С игрушкой в мир детей приходит особое богатство. Строится оно из переплетения красоты и трудолюбия, выдумки и таланта, гармонии формы  и смысла, структуры и действия. Дерево, глина, кость, солома, мочало, тесто «оборачиваются» в руках мастера чудом, которое захватывает и держит в плену, пробуждает и развивает фантазию, зажигает желание превзойти уже достигнутое и стремиться к большему: стать еще более ловким, быстрым, сильным, веселым, находчивым и умелым. Одними из самых удивительных и разнообразных игрушек по моему мнению является Дымковская игрушка. Это плод легкой искрометной шутки, богатой народной фантазии. Дымковская игрушка вводит детей в красочный  мир сказки и фантазии, давая им яркие красочные ассоциации и представления, обогащающие их восприятия, развивающие их воображения и фантазию.

Богато и в тоже время экономно цветовое решение, всё находится в цветовой гармонии. Цвет дымковской игрушки, в особенности  сильный, интенсивный, возбуждает положительные чувства детей, радует их.

Но, к сожалению, в современном мире стали преобладать другие, современные игрушки, которые, по моему мнению, не могут нести радость и развитие духовного мира ребёнка. 

Поэтому я считаю, что воздействие традиционной игрушкой  на сознание ребенка более широкое и многогранное. Она воздействует на все уровни ощущений: тактильные, визуальные, звуковые.

  Передо мной возникли вопросы:

- как заинтересовать и вовлечь детей в этот неиссякаемый источник народной мудрости в современном, компьютерном мире;

-как заинтересовать детей народным творчеством, привить любовь к народной игрушке.

Ведь задача современного образования  - формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.

Каждый воспитатель знает, как важно, чтобы на занятиях детям было интересно, чтобы детские лица излучали радость, а глаза горели восторгом,и каждый мечтает об этом. Ведь именно от этого зависит успех развития детского художественного творчества. Я стараюсь каждое занятие разнообразить. Ведь  главное для детей в этом процессе –делать все творчески, т.е. с фантазией, любовью, выдумкой, вдохновенно.

Поэтому, я  задумалась, как сделать процесс обучения более результативным.

Современный ребенок живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Воспитатель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиа - образования в систему работы воспитателя ДОУ. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современного образования в ДОУ. Именно поэтому я сторонник использования ИКТ при подготовке и проведении занятий и в том числе и  ИЗО.

       Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современном  образовании применяют многочисленные инновационные технологии:

     Применение этих инноваций трудно представить без технологии ИКТ. Появилась возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыку, диагностирование). Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые порой детям не доступны. При этом надо учитывать, что компьютер не может заменить учителя, а лишь дополняет его. Использование ИКТ на занятии в ДОУ проводятся в виде  игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность ребёнка.

 

В соответствии с Законом РФ "Об образовании и требованиями к системе образования", возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию Декоративно- прикладного искусства в ДОУ. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента.

 

Занятие  становится более результативным, так как в его основу положено следующее:

 

•Привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;

•Принцип сотворчества воспитателя и воспитанника для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;

Новое поколение детей с интересом вовлекаются в сферу информационных компьютерных технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового.

 

В зависимости от типологии занятия  используются различные фильмы- презентации, слайд-фильмы или  диагностические (тестовые) задания.

 

Напомним известную фразу К.Д. Ушинского:

 

"Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не надо искать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно:"

 

Возможности компьютера неисчерпаемы, это действительно мощное средство, как в качестве получения информации, так и в качестве инструмента художественной деятельности.

 

Преимущества использования компьютерных технологий на занятиях изобразительного искусства очевидны:

•возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;

•обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

•иллюстрации доступны всем воспитанникам, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;

•обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;

•применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

 

Информационные технологии - это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет решать новые, не решённые ранее задачи. Учить детей радостно, без принуждений - возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии.

 

"Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни". Е.И.Рерих

 

Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит "живого" общения учителя с учеником.